Прокладка газопровода в футляре
Прокладка газопровода в футляре описана в следующих документах:
СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб. Скачать: SP-42-101-2003.pdf
СЕРИЯ 5.905-25.05 ОБОРУДОВАНИЕ, УЗЛЫ, ДЕТАЛИ НАРУЖНЫХ И ВНУТРЕННИХ ГАЗОПРОВОДОВ
СТО Газпром 2-2.1-093-2006 Скачать: CTO-Gazprom-2-2.1-093-2006.pdf
Проходы газопроводов и других коммуникаций через стены, отделяющие помещения с взрывоопасными зонами класса В-1а от помещений невзрывоопасных зон, предусматривают в футлярах, уплотненных с двух сторон газонепроницаемым материалом.
Отверстия между футляром и газопроводом заделывают эластичным влагоустойчивым материалом, а отверстия за пределами футляра заделывают высокомарочным цементным или бетонным раствором.
Размер футляра и зазоры между ним и газопроводом принимают по проекту.
При прокладке газопровода через водные преграды непосредственно по дну водоема в защитных футлярах применяются два способа производства:
- предварительная укладка футляра с последующим протаскиванием трубной плети;
- укладка на переходе уложенной в футляр на берегу плети.
Вскрытые электрические кабели и кабели связи защищают от механических повреждений и провисания с помощью футляров из полиэтиленовых или металлических труб, подвешиваемых к брусу
При закрытом (бестраншейном) способе прокладки применяют следующие способы:
- прокалывание;
- продавливание;
- горизонтальное бурение;
- щитовая проходка.
Прокалывание применяется в дисперсных грунтах для футляров малых диаметров (до 300 мм). Этот метод не рекомендуется применять при неглубоком заложении (менее 2 м) футляра во избежание образования вертикального выпора грунта и нарушения полотна дороги.
Прокалывание, как правило, осуществляется путем статического силового воздействия (гидродомкратами).
Горизонтальное бурение применяется для газопроводов средних и больших диаметров (530-1220 мм) в грунтах I-IV категорий. Проходка скважины ведется установками горизонтального бурения. Этот метод не рекомендуется применять на слабых (водонасыщенных и сыпучих) грунтах во избежание просадки дорожного полотна.
Продавливание является наиболее универсальным способом прокладки футляров и наилучшим образом обеспечивает сохранность дорожных насыпи и полотна.
Как правило, продавливание футляров осуществляется гидродомкратами.
Щитовая проходка применяется в полускальных и скальных грунтах, где невозможно применить другие способы. При этом используются бетонные (железобетонные) трубы.
Щитовая проходка применяется также для прокладки футляров больших диаметров под пучок газопроводов.
При прокладке защитного футляра закрытым способом следует провести следующие подготовительные работы:
- геодезическую разбивку места перехода и установку предупредительных знаков;
- водопонижение грунтовых вод (не менее 0,5 м от низа защитного футляра);
- планировку участка по обе стороны дороги;
- рытье рабочего и приемного котлованов с устройством необходимых креплений.
Технология прокладки включает следующие операции:
- монтаж упорных стенок в котловане;
- сварку защитного футляра (или подготовку элементов сборного защитного футляра к монтажу с постепенным наращиванием в процессе проходки);
- монтаж буровой установки или оборудования для продавливания (прокола) защитного футляра;
- прокладку защитного футляра.
На переходах через железные дороги в песках, крупнообломочных водонасыщенных сыпучих грунтах необходимо перед началом прокладки защитного футляра устанавливать страховочные рельсовые пакеты.
Строительство переходов газопроводов под дорогами закрытым способом следует выполнять в соответствии с проектом производства работ (ППР), согласованным с владельцем дороги.
Во время прокладки защитного футляра под дорогами необходимо осуществлять постоянный геодезический надзор за осадками дорожной поверхности. Методика геодезических наблюдений устанавливается в ППР.
Прокладка защитных футляров под автодорогами открытым способом с устройством объезда
10.157 До начала работ необходимо:
- выбрать и обустроить объездную дорогу или переезд, по которым будет осуществляться движение транспорта;
- установить ограждения, препятствующие движению транспорта и посторонних лиц на участке производства работ;
- установить предупреждающие, запрещающие и предписывающие дорожные знаки, а также световые сигналы, видимые днем и ночью, которые запрещают движение транспорта на перекрытом участке дороги. Места установки всех знаков необходимо согласовать с ГИБДД;
- нанести в натуре границы разработки дорожной насыпи и рытья траншеи;
- уточнить места расположения подземных коммуникаций совместно с представителями организаций, владеющих этими коммуникациями;
- нанести в натуре границы разборки дорожных покрытий и разрытия насыпи, а также траншей за ее пределами, произвести разбивку трассы перехода.
10.158 Строительство объездной дороги для временного движения автотранспорта выполняют в пределах границ полосы, отведенной для дороги.
10.159 Дорожные покрытия разбирают на ширину, превышающую ширину разрытия насыпи: при асфальтовом покрытии на 0,2 м (или 0,1 м на сторону), при булыжном или брусчатом покрытии - на 0,6 м (или 0,3 м на сторону). Разборку дорожных покрытий допускается вести по линии границы разработки насыпи. Материалы от разобранных дорожных покрытий складывают в специально отведенных местах на сооружаемом переходе.
10.160 Разработку траншеи на участке перехода и раскапывание насыпи можно производить одноковшовыми экскаваторами и бульдозерами.
10.161 Ширина траншеи определяется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.3.048.
10.162 Профиль траншеи ниже подошвы насыпи зависит от гидрогеологических условий и может иметь прямоугольную, трапециевидную или смешанную формы. Откосы выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.3.048 и настоящего СП.
10.163 Для крепления стенок глубоких траншей в грунтах повышенной влажности рекомендуются виды крепи, указанные в таблице 22.
Кроме распорной крепи, возможно применение крепи анкерного типа.
Таблица 22
|
|
Грунтовые условия |
Виды крепи траншей |
Грунты малого водонасыщения, за исключением песков |
Горизонтальная с прозором, сплошная горизонтальная |
Грунты высокого водонасыщения и пески |
Сплошная горизонтальная или вертикальная |
Грунты всех видов при сильном притоке грунтовых вод (более 1 м /ч) |
Шпунтовая в пределах уровня грунтовых вод до глубины на 0,5-0,7 м ниже проектной отметки |
10.164 Укладка футляра и трубной плети на переходе может производиться двумя способами:
- отдельно футляра с последующим протаскиванием через него плети;
- совместно футляра с плетью; при этом на плеть "насаживают" футляр, предварительно оснастив ее опорами.
10.165 В траншею с креплеными стенками защитный футляр укладывают путем протаскивания кранами-трубоукладчиками вдоль траншей под нижними распорками крепи.
10.166 Футляр, уложенный на дно траншеи, засыпается в пределах насыпи дороги грунтом с послойным трамбованием. Толщина одного слоя засыпки составляет 0,25-0,3 м.
Для послойного трамбования грунта применяют пневматические трамбовки. Трамбование каждого слоя необходимо осуществлять до тех пор, пока степень уплотнения его не станет равной или большей плотности грунта дорожной насыпи. Засыпку защитного футляра сначала осуществляют в пределах насыпи дороги, а затем по всей его длине.
Эффективность уплотнения грунтов зависит от их влажности. Оптимальная влажность уплотняемых грунтов находится в следующих пределах:
- пески - 8-12%;
- крупнообломочный грунт - 9-15%;
- песок мелкий - 16-22%;
- глинистый грунт - 12-15%;
- тяжелый суглинок - 16-20%.
Чтобы предотвратить повреждения изоляционного покрытия футляра, выполняют предварительную присыпку его мелкозернистым грунтом. Присыпка должна вестись одновременно с двух сторон, чтобы устранить возможный сдвиг защитного футляра с оси газопровода. Присыпка ведется с трамбовкой грунта в пазухах во избежание овализации футляра.
При необходимости сухие грунты следует увлажнять перед трамбовкой.
10.167 Одновременно с засыпкой защитного футляра производят разборку крепи траншеи в направлении снизу вверх.
10.168 После засыпки футляра и восстановления насыпи дороги восстанавливают покрытия. Верхний слой дорог (дорог без покрытий) восстанавливают интенсивной трамбовкой.
При этом следует учитывать возможную осадку грунта в процессе эксплуатации дороги и необходимость насыпки верхнего слоя несколько выше полотна дороги. Величина осадки зависит от вида грунта и способов засыпки или возведения насыпи (таблица 23).
Таблица 23
|
|
|
Грунт |
Осадка насыпей высотой до 4 м при засыпке машинами, % |
|
|
бульдозерами, самосвалами, автомобилями, |
одноковшовыми экскаваторами, траншеезасыпателями |
Песок мелкий |
3 |
4 |
Песок крупный |
4 |
6 |
Крупноблочный, легкий суглинок |
4 |
6 |
Тяжелый суглинок |
8 |
10 |
Глинистый |
9 |
10 |
Прокладка защитных футляров под автодорогами открытым способом с перекрытием движения транспорта на половине ширины дороги
10.169 Прокладка защитного футляра в два этапа с перекрытием движения транспорта на половине ширины дороги рекомендуется при пересечении газопроводом автомобильных дорог III и IV категорий с шириной полотна не менее 6 м.
Прокладываемый защитный футляр монтируется из двух секций, примерно равных половине его общей длины.
10.170 Проезжую часть дороги делят на две зоны:
- на первой зоне перекрывают движение транспорта и производят работы, а по второй открывают двухстороннее движение с ограничением скорости;
- на закрытой для движения транспорта зоне дороги последовательно выполняют все работы, предусмотренные настоящим разделом.
Перед укладкой обе секции защитного футляра должны быть тщательно подогнаны между собой. Концы секций во избежание попадания грунта перед укладкой их в траншею закрываются заглушкой, которую снимают перед их стыковкой между собой.
По окончании работ по восстановлению насыпи на первой зоне дороги устраивают временное покрытие с учетом того, что грунт засыпки даст осадку в процессе работы на второй зоне (таблица 23).
10.171 Второй этап работы начинается одновременно с открытием движения по первой половине дороги. Все ограждения переносят на вторую половицу дороги, закрывают по ней движение транспорта и приступают к прокладке второй секции защитного футляра.
Концы обеих секций сваривают, сварной стык изолируют.
Прокладка защитных футляров под автодорогами открытым способом без нарушения интенсивности движения с устройством переезда
10.172 Прокладка защитных футляров без нарушения интенсивности движения транспорта с устройством переезда рекомендуется под автомобильными дорогами I и II категорий путем устройства переездных или инвентарных мостов.
10.173 Укладку футляров под настилом (мостом) производят методом протаскивания.
Прокладка защитных футляров под автодорогами открытым способом без устройства объезда или переезда
10.174 Прокладка защитного футляра открытым способом без устройства объезда или переезда с временным перекрытием движения транспорта возможна при пересечении газопроводом автомобильных дорог с малой интенсивностью движения транспорта.
10.175 Для производства работ выбирается период в течение суток с наименее интенсивным движением транспорта.
10.176 До перекрытия движения ведутся разработка траншеи на прилегающих к дороге участках с обеих сторон дороги, подготовка защитного футляра и плети к укладке, заготовка грунта, щебня, гравия и др., обеспечивается наличие резервной техники и персонала.
10.177 Разработка траншей ведется без крепления стенок траншей с минимальными откосами. При этом нахождение людей в траншее запрещается.
10.178 Укладка защитного футляра производится с бермы траншеи краном-трубоукладчиком путем его надвижки и опуска на дно траншеи. Возможна укладка футляра с "продетой" через него трубной плетью.
Открытый способ строительства переходов под железными дорогами
10.179 Открытый способ строительства используется на переходах под железными дорогами с малой интенсивностью движения (лесовозные железные дороги; тупиковые, подъездные и т.п.).
10.180 Прокладку открытым способом осуществляют без устройства переезда или с применением временных переездных мостов, изготовленных из рельсовых пакетов, или инвентарных мостов, монтируемых на участке перехода из пакетов сварной конструкции. Наиболее простыми в изготовлении и монтаже являются инвентарные мосты с использованием рельсовых пакетов для подвески несущих шпал, на которые опираются путевые рельсы в границах длины расчетного пролета.
10.181 Временные инвентарные переездные мосты могут быть применены при условии ограничения скорости движения поезда до 25 км/ч. Переезды изготавливаются по типовым проектам или специальному проекту.
10.182 Работы по раскопке насыпи и рытью траншеи выполняются в присутствии представителей службы пути. Устройство креплений выполняют сверху вниз по мере углубления траншеи. Разрешается разрабатывать грунт без крепления только на глубину, равную ширине одной закладной доски.
10.183 При рытье траншей рекомендуется соблюдать следующий порядок выполнения операций по устройству крепления:
- крепление стенок траншеи осуществлять в пределах балластного слоя на глубину 1-1,5 м шпунтом, а ниже - досками толщиной 70 мм;
- доски закладывать за вертикальные стойки по мере углубления траншеи вплотную к грунту и укреплять распорками;
- стойки крепления траншеи устанавливать не реже чем через 1,25 м;
- распорки крепления располагать на расстоянии одна от другой по вертикали не более 1 м; распорки закреплять на стойках бобышками сверху и снизу;
- верхние доски должны выступать, как правило, выше бровки траншеи на 10 см.
10.184 После укладки в траншею защитного футляра ее засыпают сначала в пределах насыпи, а затем по всей длине футляра. При этом траншеи, пересекающие железнодорожное полотно, засыпают песком с тщательным послойным уплотнением. При засыпке крепления разбирают в обратном порядке, т.е. снизу вверх. Толщина слоя засыпки 25-30 см. Порядок разборки креплений такой же, как при засыпке траншей, пересекающих автомобильные дороги. После засыпки траншеи и разборки крепления восстанавливают балластный слой. Затем осуществляют демонтаж переезда и засыпку щебнем углублений в тех местах, где находились несущие шпалы. Затем монтируют рельсы. Восстановление балластного слоя и верхнего строения железной дороги производится силами железнодорожной бригады.
Прокладка защитного футляра продавливанием
10.185 При прокладке защитного футляра методом продавливания к его переднему концу приваривают кольцевой нож для уменьшения лобового сопротивления вдавливанию футляра в грунт (рисунок 11). Скосы режущих кромок ножей выполняют под углом 15-22°, при этом они могут быть изготовлены с наклоном внутрь или наружу.
Наиболее часто применяют расширительные ножи серпообразного или кольцевого сечения. Ножи серпообразного сечения позволяют создавать серпообразный зазор в верхней части горизонтальной скважины на 0,60-0,75 длины ее окружности, что способствует сохранению направления проходки.
Для уменьшения сил трения, возникающих между стенкой защитного футляра и грунта, необходимо обеспечить зазор между футляром и скважиной. Для формирования такого зазора наружный диаметр кольцевых ножей принимают на 30-60 мм больше наружного диаметра прокладываемого защитного футляра (рисунок 11, таблица 24).
Таблица
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условный диаметр футляра , мм |
Толщина стенки футляра , мм |
Наружный диаметр футляра , mm |
Наружный диаметр первого кольца , мм |
Наружный диаметр второго кольца , мм |
Длина первого кольца |
Длина второго кольца , мм |
Длина сварного шва , мм |
Масса кольцевых ножей, кг |
700 |
12 |
724 |
748 |
762 |
500 |
325 |
25 |
172 |
800 |
12 |
824 |
848 |
862 |
500 |
325 |
25 |
193 |
900 |
12 |
924 |
948 |
962 |
500 |
325 |
25 |
221 |
1000 |
14 |
1028 |
1056 |
1070 |
600 |
425 |
30 |
335 |
1200 |
14 |
1228 |
1256 |
1270 |
700 |
525 |
30 |
508 |
1400 |
14 |
1428 |
1456 |
1470 |
800 |
625 |
30 |
691 |
При продавливании особо уделяется внимание прочности задней (упорной) стенки, воспринимающей упорные реакции усилий подачи, развиваемых гидродомкратной установкой https://www.exform.ru/catalog/shakradu/sharovye-krany-du-65/ Конструкции типовых упорных стенок (при расстоянии от поверхности земли до оси трубы более 2,4 м).